ПЕРВЫЕ КРАСАВИЦЫ МОСКОВИИ — РЕКОНСТРУИРОВАН ПОДЛИННЫЙ ОБЛИК ВЕЛИКИХ КНЯГИНЬ И ЦАРИЦ

В Кремле в подземелье Архангельского собора находится единственный в мире женский некрополь. Более 50 саркофагов с останками знатных женщин средневековой Руси.

Имена одних давно забыты. Имена других помнят и сегодня.
Среди них: основательница Некрополя, жена Дмитрия Донского Евдокия. Мать Ивана Грозного Елена Глинская и его жены: Анастасия Романовна, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Мария Нагая; мать Петра Великого Наталья Нарышкиа… Одни из них повлияли на ход истории, постоянно находясь в центре политических интриг. Другие видели свой долг в жертвенном служении мужьям. И почти у каждой из венценосных красавиц есть своя тайна. Например, исследование останков Анастасии – первой жены Грозного доказало, что она была отравлена.






Изучение средневековых захоронений позволяет узнать, во что одевались первые дамы древней Руси, какой косметикой пользовались, чем болели и от чего умирали, какие у них были фигуры, рост, вес, цвет волос. История буквально обретает плоть.
Антропологи-криминалисты по сохранившимся черепам реконструируют подлинный облик великих княгинь и цариц.


Евдокия Дмитриевна (1353-1407).
Евдоки́я Дми́триевна — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича, впоследствии получившего прозвание Донского. Известна своей благотворительностью


Елена Васильевна Глинская (1508-1538).
Жена Великого княза Василия Ивановича и мать Ивана Грозного Елена Глинская была отравлена ртутью. В ходе исследования это было доказано с помощью спектрального и химического анализа костных останков и волос.
Кстати, волосы отлично сохранились. Что позволило с точностью до 100 процентов определить, что у Елены Глинской была роскошная огненно-рыжая шевелюра.


Софья Фоминична Палеолог (1455-1503).
в природе не бывает ничего случайного. Речь идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.
Недавно у исследователей возникла интересная идея - сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то, что создала сама природа - черепа двух этих людей. И тогда было проведено исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько много было выявлено совпадений.


Марфа Васильевна Собакина - третья, так и не случившаяся, жена Грозного.
По легенде, вскрытие ее гробницы обнаружило поразительный биологический феномен. Царская невеста лежала в гробу как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то что пролежала в гробу 360 лет. Достаточно было нескольких минут, чтобы лицо ее почернело и превратилось в прах.
Если её отравили солями ртути, то такая сохранность и быстрое разрушение останков - вполне возможная вещь.


Царица Ирина Федоровна Годунова (1557-1603).
Ирина Годунова, жена царя Федора Иоанновича и сестра Бориса Годунова, страдала серьезным заболеванием костного аппарата, возможно, даже наследственным.


Настоящее чудо подземной палаты - Маша Старицкая.
Девочка, которой почти 500 лет, одиннадцатилетняя племянница Ивана Грозного, которая была убита Малютой Скуратовым в 1569 году. Ее лицо воссоздано буквально из праха в 2005 году.
Антропологов потрясло состояние скелета девочки - слишком явственны в нем следы заболевания рахитом. Это первый в нашей стране реконструированный портрет ребенка периода русского средневековья.
У части останков косточки в таком состоянии, что никакая реконструкция уже невозможна. Но ученые надеются, что сумеют создать еще 4 портрета. В ближайшее время Сергей Никитин попытается "оживить" мать Петра I Наталью Кирилловну.
Надо было без головных уборов показывать. Они сильно искажают внешний облик. Годунова вообще, как католическая монашка выглядит.
На Руси женщины без головных уборов не хАживали,что касается Годуновой,то Вы мерите современными мерками исторический облик,а это лишнее.
(Anonymous)
Это уже объясняли. Антропологи могут с точностью воспроизвести лоб, скулы, нос (почти точно). А вот, к примеру, уши - всегда загадка. Невозможно сказать, был человек лопоухий или нет. С женщинами проще - их волосы и уши прячутся под платок, на всякий случай. Интересно, что форма губ почти всегда умозрительная. Мешки под глазами, морщины - это тоже невозможно угадать.
(Anonymous)
Видимо, по-этому такое сходство между портретами - автор лепил на свой вкус. Лица практически одинаковые, если не считать морщин, причесок и головных уборов (достаточно сравнить формы губ, век, носов). К тому же он хоть и антрополог, но как скульптор явный самоучка. Любой художник скажет, что даже близнецы не одинаковы, а хороший скульптор-портретист знает о физиологии, индивидуальности и мимике не меньше антрополога. Если бы для работы пригласили профессионала, то портреты, конечно, были бы столь же умозрительные, но более индивидуальные, а значит и убедительные.
(Anonymous)
Не надо с умным видом всякую чушь нести. Сам не умеешь и не знаешь, так не умничай. Портреты все разные и очень интересные.
(Anonymous)
Видимо, по-этому такое сходство между портретами - автор лепил на свой вкус. Лица практически одинаковые, если не считать морщин, причесок и головных уборов (достаточно сравнить формы губ, век, носов). К тому же он хоть и антрополог, но как скульптор явный самоучка. Любой художник скажет, что даже близнецы не одинаковы, а хороший скульптор-портретист знает о физиологии, индивидуальности и мимике не меньше антрополога. Если бы для работы пригласили профессионала, то портреты, конечно, были бы столь же умозрительные, но более индивидуальные, а значит и убедительные.